Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Загородная

Семен Гоглев: «Потребитель, наконец, поверил в каркасное домостроение»

Беседовала Елена Корсунская11 мая 2021 21 738
2021-05-27T13:18:27.313000+00:00
Семен Гоглев: «Потребитель, наконец, поверил в каркасное домостроение»
Какой материал для загородного дома предпочесть: бетон или дерево, почему сложно найти готовый типовой проект и по какой причине в России так долго существовало предубеждение к каркасным домам, рассказывает Семен Гоглев, управляющий партнер «Норвекс НЛК», директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения.

«На рынке возник дефицит пиломатериалов»

— Весь последний год люди активно покупают и строят загородные дома. Предложение в сегменте деревянного домостроения выросло? Оно удовлетворяет спрос?

— В высоких классах предложения деревянных домов достаточно — оно удовлетворяет спрос, но в комфорт-классе — нет. Здесь качественных объектов очень не хватает.

С 2013 до 2020 года наблюдалась стагнация: загородный рынок вообще и деревянный в частности развивались очень плохо. Это привело к смещению предложения деревянных домов в высокие классы. Даже компании, которые участвовали в государственных программах строительства социального жилья, ушли в рыночный сегмент. Но и они строят дома класса «бизнес+», а не «комфорт».

— С чем это связано?

— Нужно время, чтобы развернуть производство: рынок еще просто не успел отреагировать. К тому же наложились внешние факторы. Спрос на деревянные дома за рубежом резко вырос, подскочила и цена на пиломатериалы.

За год древесина подорожала как минимум вдвое. И поскольку западные потребители готовы платить, российские лесопилы отправляют сырье на внешние рынки — им это выгоднее. В итоге на внутреннем рынке возник острый дефицит пиломатериалов.

Буквально на днях Минпромторг предложил внести их в перечень важных для внутреннего рынка товаров и при необходимости ограничивать или запрещать экспорт. Потому что спрос на дерево у российских потребителей тоже вырос.

— После окончания пандемии он останется на этом уровне, будет падать или расти?

— Сложно прогнозировать, потому что на протяжении последних лет доля деревянных домов в общем объеме увеличивалась. Сегодня она составляет 43%, если рассматривать дома, которые сдаются в эксплуатацию. Эта цифра будет расти, если деревянному домостроению удастся предложить потребителю что-то новое и выгодное.

«Дом из клееного бруса реально построить за полгода»

— Почему из разных деревянных технологий вы выбрали для работы именно клееный брус?

— Это удобная и быстрая технология. Во-первых, клееный брус популярен в качестве заменителя бревен в срубе: дом из клееного бруса удастся построить за несколько месяцев. Древесина проходит разные метаморфозы, прежде чем стать материалом для строительства дома.

Клееный брус в заводских условиях проходит эти стадии быстрее, чем бревно, благодаря этому на строительной площадке усадка, усушка, деформации сведены к минимуму. Во-вторых, это хорошая и прочная база для фахверкового дома с массивными балками. И в-третьих, технология склеивания — основа для панелей из перекрестно-склеенной древесины — новой, но прекрасно себя зарекомендовавшей технологии производства CLT-панелей. Ну и кроме прочего, это самый натуральный из всех композитных материалов.

— Как быстро возводится дом из клееного бруса?

— Дом достойного качества под ключ реально построить за полгода. Если брать только установку теплового контура, то на нее уходит буквально пара месяцев.

«Мода на отделку под ключ обязательно придет в загородное строительство»

 Каков сегодня главный тренд на рынке каркасного домостроения?

— Главный тренд в том, что потребитель в него, наконец, поверил. Я занимаюсь домостроением 30 лет, и все эти годы мне приходилось слышать, что в России отсутствуют традиции каркасного домостроения.

Роковую роль сыграли послевоенные события. Финляндия как проигравшая сторона должна была выплачивать контрибуцию. СССР взял ее финскими домами, а после начал производить такие дома сам. Но технология была не развита, качественного утеплителя не было — он усаживался в конструкции, поэтому в народе такие дома прозвали «каркасно-щелевыми». Именно из такого жилья люди были счастливы переехать в хрущевки.

Этот опыт на долгие годы определил отношение россиян к каркасному домостроению. При этом сама технология не просто популярна, а преобладает в США, Канаде, Японии. Там по ней строится 80–90% загородных домов.

В пандемию люди вдруг задумались, как быстро построить загородный дом. Каркасная технология оказалась самой быстрой, а опасения, связанные с вирусом, перевесили негативную «генетическую» память.

— Какие тенденции вы бы выделили в этом типе домостроения?

— Городские застройщики ввели в моду отделку под ключ, и эта мода обязательно придет в загородное строительство. Запрос уже очевиден, но реализация запаздывает: далеко не все компании предлагают эту услугу.

Набирает популярность панорамное остекление: люди хотят быть ближе к природе, контактировать с ней. И технологии такого остекления стали дешевле, многие могут себе его позволить. Но не все застройщики выполняют такие работы.

— Сегодня пользуются спросом скандинавские дома с плоскими крышами, большими террасами, панорамным остеклением. Можно такие дома возводить из клееного бруса?

— Да, конечно. Такие дома сейчас востребованы. Люди поняли, что снег на крыше — это не беда, нагрузки рассчитаны и учтены, из очевидных плюсов — исключен сход снега, льда, образование сосулек. Такую крышу не надо чистить, снег сам растает. В нашей компании на подобные дома приходится примерно каждый пятый заказ.

— Строительство такого дома при прочих равных дороже классики?

— Нет, он стоит примерно столько же, в некоторых случаях обходится даже дешевле.

«Найти качественный типовой проект довольно сложно»

— Вы работаете с типовыми проектами?

— Мы работаем в основном с индивидуальными проектами. Так проще попасть в ожидания и стилистические предпочтения заказчика. Хотя надо признать: практически все «уникальные» проекты не уникальны — все это уже было. Но типовые проекты мы тоже делаем — возводим по ним примерно каждый третий дом.

— Типовые дома строятся быстрее и дешевле индивидуальных?

— Да. Быстрее на время проектирования, то есть на три-четыре месяца, и дешевле процентов на 20, потому что в типовом проекте расход оптимизирован. При этом качество строительства одинаково в случае и типового, и индивидуального проекта.

— Получается, сплошные плюсы.

— Проблема в том, что найти на рынке качественный типовой проект довольно сложно. Если проанализировать рынок, то больше половины — проекты повторного применения. Они очень архаичные — воплощают устаревшие представления о жизни и доме и упрощенные, что влияет на потребительские качества.

Многие особенности загородной жизни просто проигнорированы. В них изначально нет архитектуры, они некрасивые. Я не говорю о всех проектах, но о большей части. Есть компании, которые делают очень достойные современные проекты.

— Как понять, что проект устарел?

— Первое — неудобная планировка: маленькая отдельная кухня, еду из которой приходится куда-то носить, отсутствие выхода из кухни на террасу, отсутствие самой террасы, непродуманное расположение лестниц.

Второе — устаревшие пропорции помещений: гостиная и спальня по 20 кв. м. Очевидно, что сегодня пространство нужно распределять иначе.

Третье — нехватка мест для хранения: от повседневной и сезонной одежды до садовой техники, велосипедов и другого транспорта. Это было неважно, пока загородный дом воспринимался дачей. Но если ты живешь там круглый год, это становится нужным.

В типовых проектах такие моменты отрабатываются редко — человек заселяется и начинает мастерить пристройки. Хорошо, если застройщик сразу понимает особенности и сам предлагает клиенту варианты на основе опыта других людей.

«Плита из дерева сравнима по прочности с бетонной, но в три раза легче»

— Современные западные технологии деревянного домостроения и технологии, которые сегодня применяются в России — одни и те же технологии? Или мы отстаем?

— Мы отстаем по разнообразию материалов. За рубежом есть много компаний, производящих различные материалы по разным направлениям. Одни делают упор на энергоэффективность, другие — на экологичность. У нас этого пока не хватает. А с точки зрения технологий строительства ведущие российские компании ничем не уступают.

— Расскажите о современных технологиях. К примеру, уже упомянутые вами CLT-панели — в чем их преимущества?

— Эта технология позволяет получить плиту из дерева, сравнимую по прочности с бетонной, но в три раза легче. На ее производство тратится гораздо меньше энергии, чем на производство бетонной плиты. В городском строительстве CLT-технология дает более быструю возводимость, использование меньшего количества подъемной техники и меньшую нагрузку на логистику.

— Какие технологии повышают пожаростойкость? Или опасность пожара в современном деревянном доме — миф?

— Это не миф: дерево, как и многие другие материалы, горит.

При строительстве деревянного дома необходимо соблюсти ряд условий. Например, поставить противопожарную сигнализацию, систему автоматического пожаротушения, обработать конструкции антипиренами, выполнить отделку путей эвакуации с использованием негорючих материалов.

Статистика пожаров в каменных и деревянных домах на сегодняшний день одинаковая. Людям при пожаре в первую очередь вредит дым, продукты горения пластика, краски, композитных материалов и другой отделки, которые в большом количестве используются именно в каменных домах. А у массивных клееных балок степень огнестойкости выше, чем у металлических или железобетонных конструкций, они не обрушатся: люди успеют выйти, пожарные — доехать и потушить огонь.

«Люди хотят жить в деревянных домах»

— Многие страны развивают многоэтажное деревянное строительство. В России с ее объемами леса его не используют вообще. Почему? Что мешает?

— Многоэтажные дома из дерева можно строить как раз благодаря технологии производства CLT-панелей, но к нам она пришла совсем недавно. Такое производство уже запустили два российских завода, в Вологодской и Ленинградской областях: один в марте, другой в апреле этого года.

Создаются нормативы, по которым будут спроектированы деревянные дома выше девяти этажей. Сегодня в России допустимо строить дома из дерева высотой в семь этажей — такой норматив уже есть, но не хватало технологии и опыта. Думаю, она сначала приживется в малоэтажном строительстве, а уже после мы будем догонять западные страны и строить многоэтажки из дерева.

— Сильно мы отстаем?

— Лет на 15. Первый многоэтажный дом из дерева был построен в Европе в 2007–2008 годах. А теперь есть уже высотки в 18 этажей — например, кампус одного из университетов Канады.

— Как обстоят дела с проектом Минпромторга «Развитие деревянного домостроения на территории Российской Федерации»? Он работает?

— Два российских завода по производству CLT-панелей появилось как раз в рамках этого проекта, при поддержке Минпромторга разрабатываются новые нормативные документы, то есть это активный работающий проект. Сейчас к Минпромторгу подключились Минсельхоз, Минстрой, «Дом.РФ». Интерес к новым технологиям строительства из дерева очень большой.

— Квартиры в таких домах будут дороже или дешевле, чем в панельных или монолитных?

— В Европе они дороже процентов на 20. При этом себестоимость строительства из дерева и бетона одинаковая, но потребность выше, люди хотят жить в таких домах, это ценится.

— Семен, в каком доме вы сами живете, каменном или деревянном?

— Поскольку в разное время жил в разных домах, могу сравнивать. Сейчас живу в каменном, но это арендованное жилье. А дача у меня деревянная и все дома в Подмосковье, которые строил для себя, тоже были из дерева. В них совсем другое ощущение, другой микроклимат, циркуляция воздуха. Ну и потребительские характеристики говорят сами за себя: я живу в каменном доме, мой товарищ — в деревянном, который вдвое больше по площади. При этом за газ и отопление домов мы платим одинаковые суммы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#загородная недвижимость#деревянное домостроение#интервью
загородная недвижимостьдеревянное домостроениеинтервью
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru